1
Ваша корзина пуста!
Добавьте товар

Студийные мониторы (часть первая)

2759
СТУДИЙНЫЕ МОНИТОРЫ
руководство от
От покупки до настройки —
добейтесь превосходного звука
с нашим подробным руководством

Вы потратили много часов, работая над новым треком в своей домашней студии, скрупулезно прорабатывали каждую деталь, и в конце концов, кажется, довольны результатом. Но стоит послушать трек где-то еще — в студии приятеля, в машине, на телефоне или в клубе — и микс начинает звучать совершенно иначе. Куда пропал весь баланс? Низкие частоты слишком гулкие, высокие звучат резко, а вокал и главные партии слишком тихие или, наоборот, громкие. Знакомая ситуация? Если да, то вам, вероятно, стоит пересмотреть подход к мониторингу.

Так что же особенного в профессиональных мониторах? Зачем они нам нужны? Разве обычные колонки класса Hi-Fi не справились бы с задачей? Ответ — нет. Акустика класса Hi-Fi украшает музыку. Ее задача — произвести на вас впечатление усиленным басом, подчеркнутой серединой, энергичными высокими частотами. Это хорошо для рядового слушателя, но совсем не хорошо, когда хочешь услышать чистую, неприукрашенную звуковую картину своего микса.

Студийные мониторы, с другой стороны, призваны дать объективный взгляд на звуковую картину и честно воспроизвести все детали без прикрас. Подобная нейтральность в передаче баланса дает возможность уверенно принимать решения при сведении, не сомневаясь в достоверности их звучания на других системах. В этом отношении студийные мониторы звучат менее приятно, а в некоторых случаях и вовсе утомительно по сравнению с Hi-Fi акустикой, которая намеренно улучшает тональный баланс для конечного слушателя.

В этой статье мы развеем распространенные мифы о мониторинге и поможем найти подходящий вариант для любой студии, бюджета и заданных обстоятельств.

Выбирая мониторы

Студийные мониторы бывают различных форм, размеров и типов, поэтому для начала неплохо бы понять, что именно вам нужно, каковы ваши потребности и возможности. Первый параметр, по которому мы будем сравнивать мониторы, — это способ усиления сигнала.

Уровень электрического сигнала, поступающего из микшерного пульта или звуковой карты, как правило, гораздо ниже того, что требуется для работы стандартного громкоговорителя. Поэтому практически любому монитору требуется дополнительный усилитель, чтобы придать сигналу достаточную «мощь». Усилитель может быть встроен в монитор, в таком случае колонки называются активными, или может подключаться к пассивным мониторам отдельно как внешнее устройство.

На самом деле большинство мониторов в наши дни построено по активной схеме с использованием компактных усилителей D-класса. Но бывают и исключения, например, легендарные NS10 от Yamaha являются пассивными; некоторые производители высшего ценового сегмента, такие как PMC, Amphion, ATC и MunroSonic все еще производят пассивные модели. Однако для обычной домашней студии активные мониторы — гораздо более практичное решение, поскольку к ним не нужно подбирать, приобретать и подключать внешний усилитель.

Двух- и трехполосные мониторы

Вы, скорее всего, замечали, что некоторые модели мониторов оснащены двумя динамиками, некоторые тремя, а некоторые и вовсе четырьмя. Почему так? Дело в том, что практически невозможно разработать динамик, который бы достойно воспроизводил одновременно и низкие, и высокие частоты. Системы, в которых каждому динамику отводится свой частотный диапазон, дают гораздо более достоверный звук.

Классическая двухполосная система состоит из одного низкочастотного диффузора (вуфера) и одного твитера, воспроизводящего средние и высокие частоты. Сигнал разделяется на нижнюю и верхнюю полосы с помощью фильтров кроссовера. В относительно недорогих моделях граница разделения частот кроссовера находится в стратегически важном среднечастотном диапазоне (в котором наше ухо наиболее чувствительно к мельчайшим нюансам), в то время как более дорогие мониторы могут иметь три (или даже четыре) полосы с отдельным динамиком для каждой из них. Это позволяет убрать точки кроссовера из критически важных средних частот и добиться более чистого звука.

«Чем крупнее монитор, тем он мощнее и тем более низкий бас способен выдать»

Оценка размеров

Как правило, чем крупнее монитор, тем он мощнее и тем более низкий бас способен выдать. Размер комнаты и ее акустическое оформление поможет определить подходящий размер мониторов: большие и громкие мониторы могут легко «перегрузить» маленькую комнату.

Мониторы ближнего поля предназначены для установки на небольшом расстоянии от слушателя и отлично подходят для домашней студии. В свою очередь, мониторы среднего поля должны располагаться несколько дальше от слушателя, и расстояние между ними, как правило, больше, что требует дополнительного пространства в комнате, где они находятся. И наконец, в профессиональных студиях обычно устанавливаются гигантские широкополосные мониторы, именуемые главными (mains).

Размер мониторов обозначается по диаметру низкочастотного динамика, который часто используется в названии модели — для мониторов ближнего поля он может находиться в промежутке от 3 до 8 дюймов. Для работы в маленьких и средних помещениях в подавляющем большинстве случаев мониторов ближнего поля будет достаточно.

Фазоинвертор

Не углубляясь в технические подробности, поясним, что фазоинвертором в мониторе называется открытое отверстие или трубка, через которую проходит воздух. Она настроена на низкочастотный резонанс, расширяющий басовый диапазон колонки. Фазоинвертор может располагаться как с фронтальной, так и с тыльной стороны корпуса, причем во втором случае могут возникнуть проблемы при установке монитора слишком близко к стене. Если ваша модель оснащена фазоинвертором с тыльной стороны, рекомендуем располагать мониторы не ближе 30 см от стены.

Некоторые производители намеренно избегают конструкций с фазоинвертором и делают выбор в пользу закрытых конструкций или даже применяют корпусы в сферическом исполнении. Таким образом удается достичь более корректного воспроизведения низких частот — меньше искажений, более отчетливый бас.

Способ подключения

Настало время обсудить подключение мониторов к источнику сигнала. Активные мониторы могут иметь разъемы под джек, XLR, RCA, цифровой или USB-разъем и подключаться напрямую к звуковой карте или компьютеру. Если в аудиоинтерфейсе есть симметричные (балансные) выходы на разъемах XLR или джек, предпочтительнее использовать их, так как это позволит снизить шум и наводки при передаче сигнала по кабелю. Пассивные колонки соединяются со звуковой картой или компьютером через отдельный усилитель. Минимальный набор органов управления активного монитора обычно включает регулятор громкости и эквалайзер для компенсации нежелательных эффектов, создаваемых особенностями помещения.

НУЖЕН ЛИ САБВУФЕР?

Многие мониторы ближнего поля не способны воспроизводить частоты ниже 40—60 Гц (в зависимости от конкретной модели). Сабвуфер может существенно расширить их низкочастотный диапазон — вплоть до 20 Гц. Это позволяет детально услышать происходящее в самой нижней части спектра, лучше настроить баланс бочки и баса, убрать лишние шумы и в целом «подчистить» низкочастотный диапазон микса. Кроме того, поскольку человеческое ухо с трудом локализует низкие частоты в пространстве (ниже 80 Гц), громоздкий сабвуфер теоретически можно разместить в любом удобном месте студии.

Звучит заманчиво, не так ли? Однако не все так просто. Во-первых, появление сабвуфера в системе создает дополнительную точку кроссовера, и даже при правильной настройке звучание критически важных для общей картины низких частот может стать заметно разрозненным. Кроме того, сабвуфер способен «разбудить» низкочастотные модальные резонансы помещения, создавая области повышенной и пониженной громкости баса в разных местах комнаты. Ситуацию можно исправить с помощью акустической обработки помещения (установка басовых ловушек), подбором оптимального места для установки сабвуфера (методом проб и ошибок) или изменением полярности сигнала (если в сабвуфере имеется такая функция). При всех потенциальных сложностях, связанных с использованием сабвуферов, они тем не менее позволяют вам слышать те частоты, которые не доступны мониторам ближнего поля. В худшем случае вы можете включать сабвуфер только тогда, когда необходимо проверить баланс низкочастотной составляющей микса.

Читайте продолжение статьи в ноябрьском выпуске FutureMusic Russia.

0 0 Написать нам