1
Ваша корзина пуста!
Добавьте товар

Обзор: CОЮЗ SU-023 «The Bomblet»

2238

Современный многоцелевой конденсаторный микрофон с винтажным характером

В то время как многие именитые бренды и «бутиковые» компании предлагают микрофоны, собранные из штампованных китайских компонентов, тульская компания Soyuz Microphones продолжает многолетние традиции отечественного микрофоностроения, создавая устройства, изготовленные и собранные вручную с максимальным вниманием к деталям, что приводит к высокой стоимости их продуктов. Но можно ли создать микрофон такого же топового уровня качества, но по значительно более демократичной цене? Разобрался Олег Ершов.

Сложно представить себе жителя Восточной Европы, который никогда не слышал о ленинградских микрофонах ЛОМО, в свое время использовавшихся чуть ли не на всех радиостанциях, киностудиях, студиях звукозаписи, концертных залах и даже домах культуры по всему Советскому Союзу. Особенно популярными были ламповые модели 19А19, 19А21, а позже 19А22. Конечно, так как эти микрофоны изготавливались в контексте плановой модели экономики СССР, многие пользователи отмечают существенное качественное различие одних и тех же моделей микрофонов, сделанных в спокойные месяцы, в сравнении с месяцами, когда нужно было завершить «пятилетку в четыре года».

Несмотря на «особенности» советского производства, когда количество часто превалировало над качеством, микрофоны ЛОМО заслужили неплохую репутацию даже за границами Советского Союза, и многие западные звукорежиссеры считали большой удачей, если удавалось заполучить один из этих микрофонов в свое распоряжение.

Капсюль ЛОМО 19А19 и его более поздних модификаций был разработан на базе «латунной» версии AKG CK12, который, в свою очередь, был «сердцем» микрофонов AKG C412, C414, а также ранних экземпляров C414EB и C414E1. Отличительной особенностью этих капсюлей является уникальный дизайн с использованием трехслойной задней пластины, каждый из компонентов которой имеет свой уникальный «рисунок» отверстий — вместе они создают довольно сложный акустический лабиринт, обеспечивающий кардиоидную диаграмму направленности микрофонов.

Должен сказать, что советская версия капсюля CK12 в исполнении инженеров ЛОМО имеет несколько отличный от оригинального дизайн: вместо двух электродов они использовали один электрод и два «фильтра», что сделало конструкцию менее сложной и дорогостоящей, но более стабильной. Конечно, оригинальный характер звучания CK12 так или иначе был сохранен, но все же при сравнении ЛОМО 19А19 с AKG C412 вы вряд ли скажете, что эти микрофоны полностью идентичны.

Все мы прекрасно знаем, что уже в 80-х годах прошлого столетия завод ЛОМО начал постепенно угасать, выпуская все меньше и меньше микрофонов, пока и вовсе не был окончательно закрыт. Таким образом, на долгие годы их разработки были забыты, но в 2017 году компания Soyuz Microphones выпустила микрофон SU-023 (именуемый также The Bomblet), который является одновременно эволюционным и революционным решением, в котором использован усовершенствованный капсюль микрофона ЛОМО 19А21, передающий «тот самый» узнаваемый характер звучания, но в более детальном, выверенном и, не побоюсь этого слова, — благородном виде.

Не только ракеты и танки

Микрофоны Soyuz Microphones пользуются заслуженной популярностью у аудиопрофессионалов по всему миру, так как это одни из немногих устройств своего класса в мире, которые создаются и собираются вручную из самых качественных компонентов под жестким контролем опытных тестировщиков, а флагманский ламповый SU-017 уже считается современной классикой, и если даже Найджел Годрич часто предпочитает этот микрофон своему отобранному экземпляру U47, который он многие годы считал лучшим микрофоном на нашей планете — это говорит о многом.

Так как ребята в Soyuz Microphones очень дотошно подходят к создаваемым ими устройствам, это сказывается на цене, существенно ее увеличивая. Именно поэтому долгое время в линейке продуктов компании не было не то что бюджетных моделей, а даже чего-то близкого к этому ценовому диапазону. Но выход SU-023 однозначно переломил эту ситуацию, сделав топовые микрофоны СОЮЗ более доступными для рядового пользователя.

Помимо прочего, выход The Bomblet стал новой вехой для тульских разработчиков, ведь если раньше для своих широкомембранных моделей они использовали капсюли, основанные на Neumann K67, то для SU-023, как я говорил выше, был использован улучшенный вариант капсюля ЛОМО 19А21. Таким образом, был создан микрофон, принципиально отличающийся по звучанию от своих собратьев по линейке — SU-017 и SU-019.

Когда я впервые включил SU-023, я удивился тому, насколько этот микрофон чувствительный: он захватывал и передавал даже малейшие шорохи и шумы в помещении, что, с одной стороны, делает его довольно «сложным» микрофоном для использования в неподготовленных помещениях, но, с другой стороны, — это удивительная особенность, которая позволяет записывать голос и инструменты с высочайшей детализацией.

Если вы внимательно посмотрите на график частотной характеристики моего экземпляра The Bomblet, вы заметите, что присутствует легкий акцент на 50 Гц, 400 Гц, 2,5 кГц и 10 кГц. При этом сразу же за акцентами следуют небольшие впадины на 80 Гц, 500 Гц, 3 кГц и 15 кГц, которые качественно сглаживают эффекты акцентирования.

Важно заметить, что SU-023 совершенно потрясающим образом работает с высокой серединой и высокими частотами — он звучит очень мягко, в отличие от ноймановских капсюлей, которые на славянских языках (с обилием сибилянтов и взрывных согласных) часто звучат слишком резко и ярко. Явное усиление 10 кГц в этом случае не звучит пестро и чрезмерно агрессивно — наоборот, микрофон по-винтажному передает воздух, создавая не слишком открытое, но при этом достаточно выразительное звучание.

Лабиринты трехслойного капсюля сделали кардиоидную направленность SU-023 достаточно широкой, что позволяет без проблем записывать артистов, которые не могут спокойно стоять на одном месте, а постоянно так или иначе отклоняются от центральной оси капсюля микрофона. Мне очень понравилось использовать The Bomblet без поп-фильтра — это позволяет получить дополнительный уровень динамики и детальности вокальных записей. Единственное — нужно поиграть с уровнем усиления на предусилителе, поскольку винтажная природа SU-023 в определенный момент заставляет его выдавать слишком много гармоник, что выливается в несколько жестковатое и перенасыщенное звучание. Тем не менее, эту особенность можно обратить на пользу: сейчас особенно модно перегружать вокал как на этапе записи, так и при пост-обработке, и здесь характер SU-023 сработает как нельзя лучше.

В то время как The Bomblet отлично подходит для записи вокала или дикторского голоса, я нашел, что он прекрасно показывает себя также при записи пианино и акустической гитары. Эти инструменты особенно интересно раскрываются с SU-023, так как он способен запечатлеть малейшие нюансы колебания струн, что в итоге воспринимается как выразительные, чувственные оттенки исполнения, которых вы могли бы и не заметить, слушая инструменты вживую.

Неожиданным открытием для меня стало также то, что The Bomblet может быть использован для эффективной записи барабанов, но с использованием дополнительного аттенюатора -20 дБ, который поставляется в комплекте с микрофоном. Наиболее привлекательно в этом ключе он звучит на бочке, томах и в качестве моно рум-микрофона, так как подчеркивает низкие частоты, выдает плотную нижнюю середину и слегка смягчает высокую середину, уже на этапе записи позволяя получить звучание, которое хорошо покажет себя в миксе рядом с гитарами и вокалом.

Компромиссы без компромиссов

Чтобы создать более бюджетную модель микрофона, ребятам из Soyuz Microphones пришлось приложить немало усилий, оптимизируя свои рабочие процессы, а также подбирая те материалы и техники, которые позволили бы сократить расходы на производство микрофонов без ущерба их качествам, как конструктивным, так и акустическим.

В то время как другие производители просто заказали бы дешевые компоненты из Китая, тульские мастера принципиально не захотели пойти этим путем, а вместо этого разработали полированный алюминиевый корпус микрофона, который не нуждается в покраске и дополнительной лакировке, как латунь, которая сильно подвержена окислению, что существенно снизило стоимость и время его производства. Также габариты SU-023 существенно меньше, чем у SU-017 и SU-019, а вместо очень трудоемкого навесного монтажа, когда каждый электронный компонент монтируется вслед за предыдущим на монтажных панелях, используется печатная плата, что еще более существенно снизило стоимость The Bomblet. Хочу заметить, что в плане оптимизации расходов парни, возможно, зашли несколько далековато, так как вместе с сохранением фирменного дубового кейса на магнитных защелках в комплект поставки не входит виброподвес, а вместо него мы получаем обычное жесткое металлическое крепление, которое никак не подходит к такому чувствительному микрофону, как SU-023, — любое, даже самое легкое касание (не говоря уже о том, чтобы топать по полу во время записи) микрофонной стойки сразу же воспринимается микрофоном как ударный шум. Но не стоит бить тревогу — к микрофону подходит большинство стандартных виброподвесов, которые есть на большинстве студий, а также без проблем можно заказать фирменный виброподвес Soyuz отдельно за дополнительную плату.

Уже несколько месяцев я наблюдаю за реакцией людей, которые приходят ко мне в студию и, видя The Bomblet, спрашивают: «Олег, ты продал почку, чтобы купить такой микрофон? Он, наверное, стоит целое состояние?» Ну а я улыбаюсь и просто говорю: «Нет, вы тоже можете себе его позволить».

Заключение

Представив аудиосообществу микрофон SU-023 «The Bomblet», компания Soyuz Microphones не просто дала возможность рядовым пользователям позволить себе один из их продуктов высочайшего качества — она дала новую жизнь технологиям легендарного завода ЛОМО, гордости советского микрофоностроения, которые считались навсегда утраченными и забытыми. Но… ничто не забыто, и никто не забыт. Не так ли?

+Плюсы
_Минусы
Вердикт
9.5
Микрофон с превосходными акустическими характеристиками, мягким, но собранным винтажным характером звучания, изготовленный вручную с использованием качественных материалов, по доступной цене (59 990 ₽).
0 0 Написать нам