1
Ваша корзина пуста!
Добавьте товар

Обзор: Roland Boutique TR-08

1773

FutureMusic тестирует новую версию классической драм-машины

Компания Roland продолжает делать ставку на цифровую реинкарнацию своего культового наследия. Все устройства серии Boutique стремятся повторить звук и визуальную эстетику оригинальных девайсов, обретая при этом компактный «габарит» и неотъемлемый атрибут современного сетапа в виде USB-порта. Новинка, построенная на базе фирменной аналого-моделирующей технологии, берет за основу знаменитую драм-машину TR-808 Rhythm Composer, сыгравшую не последнюю роль в развитии электронной музыки и ставшую вехой в индустрии музыкальных технологий. Началось все с того, что в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого века произошел качественный технологический прорыв: интегральные микросхемы (кремниевые чипы) подешевели на порядок. Это, вкупе с новыми разработками в сферах цифровой памяти и обработки звука, послужило причиной появления на рынке большого количества новых музыкальных инструментов.

В TR-808 компания Roland применила многие новейшие технологии того времени, получив драм-машину, способную, в числе прочего, создавать ритмические паттерны на длительность всей песни. В новинке имелась возможность «тюнинга» тембров отдельных звуков и триггер — опция синхронизации TR-808 с другими устройствами. Между тем, технологии, отвечавшие за «звукообразование», эксплуатировались компанией еще с 60-х годов, — звуки были электронными, но их особое звучание, знакомое сегодня по десяткам классических треков, обеспечило TR-808 культовый статус.

Сегодня модели инструментов с приставкой «культовые» традиционно получают множество вариантов реинкарнаций, как в цифровом, так и в аналоговом виде. Поэтому предлагаю сразу оставить спор о том, какая же версия новой TR-808 является самой «правильной». Как любое аналоговое устройство, TR-808 была подвержена различным изменениям на протяжении всего времени выпуска оригинальной модели. Если внимательно изучить руководство пользователя, то можно узнать, что классические TR-909 и TR-808 подвергались переработке: по большей части изменения касались особенностей звучания малого барабана и хай-хэта. Но и это еще не все. Звучание оригинальных TR-808 сильно варьируется от экземпляра к экземпляру. Во-первых, компонентная база менялась на протяжении выпуска серии, а во-вторых, не забывайте, что это аналоговое устройство, компоненты которого подвергаются физическому износу, меняя его звуковые характеристики. И вы заблуждаетесь, если считаете, что легко сможете «сбросить» любимую TR-808 до «заводского звука». Учитывая, что по умолчанию в TR-808 можно было изменять лишь четыре типа параметров, а также приверженность некоторых пользователей к радикальному модингу устройств, вам может достаться весьма необычная версия драм-машины.

Чтобы подготовить обзор новинки, я взял экземпляр TR-808 средней изношенности, настроил его в соответствии с инструкцией в мануале и запрограммировал тестовый паттерн. Первые тесты-сравнения оставили в целом положительные впечатления: я заметил небольшие отличия в части питча, тембра хай-хэтов и тарелок. В TR-808 волны, генерируемые шестью осцилляторами на основе триггера Шмитта, соответствующие им фильтры и настройка питча — сердце и визитная карточка инструмента (в особенности хай-хэты, ковбелл и тарелки). Помимо разницы в высоте тона некоторых звуков, я заметил отличие в общей яркости звучания инструментов.

Было бы проще всего описать тут все аспекты аутентичности, унаследованные TR-08 от оригинала. Но все же это инструмент 21 века, и даже не столько из-за своего DSP-движка, сколько из-за своей гибкости. Конечно, TR-08 программируется так же, как и оригинал, однако новинка позволяет добавлять дополнительные промежуточные шаги, рандомизировать паттерны и умеет делать свинг. Для выбора и редактирования параметров используется винтажный четырехсимвольный LED-дисплей.

Как и в TR-09, компрессия может применяться индивидуально к бочке и малому барабану. Высоту тона и спад огибающей можно настроить для нескольких звуков (включая длительный decay бочки, характерный для олдскульного майами-бэйс). На лицевой панели также доступна настройка панорамы и маршрутизация сигнала через аналоговый стереовыход и USB-аудиоканалы. Поддержка MIDI-функций в полном порядке: устройство способно передавать и принимать широкий диапазон CC-сообщений, имеется возможность «триггировать» отдельные звуки внешним сигналом. Впрочем, управление и настройку можно было бы значительно упростить, если бы вместо LED-экрана производитель установил «нормальный» OLED-дисплей.

В целом мне понравился TR-08, хотя было бы здорово иметь под рукой сразу несколько предварительно настроенных звуковых банков, пресетов от артистов и дополнительных возможностей модификации параметров, что не так уж и сложно реализовать в цифровом устройстве.

Кроме того, создатели обновленного TR-08 пропустили одну любопытную фишку, которая имелась в оригинальной модели. Речь идет о специфическом звуке «zap», который можно было извлечь из триггер-выхода Accent.

В остальном новый TR-08 определенно заслуживает внимания, особенно если вы присматриваетесь к аппаратному клону легендарной драм-машины.

808 vs 08 — детальное сравнение звуков

Это сравнительный тест нового TR-08 и моего собственного TR-808. KICK — очень близко, но амплитудная огибающая все же немного отличается. SNARE — в TR-08 невозможно настроить высоту. В моем 808 малый звучит на несколько полутонов выше, но в остальном звуки похожи. TOMS — у TR-08 звук более пробивной и больше шумовых призвуков. CONGAS — у новинки звучание более насыщенное, больше обертонов. RIMSHOT, CLAVE, MARACAS — все звуки очень похожи (видимо, из-за простоты их реализации). CLAP — определенно разные формы огибающей (в оригинале больше «раздвоения»). COWBELL — у 808 звук полнее, а у TR-08 он будто скомпрессирован, с явно читаемой атакой. HI HATS/CYMBALS — «тюнинг» на TR-08 меняет частоту фильтра, но гармоники остаются неподвижными, в отличии от 808.

  • РЕДАКТИРОВАНИЕ
    энкодеры сопоставимы с оригиналом, как по размеру, так и по возможностям редактирования параметров
  • ШАФФЛ
    TR-808 можно было «засвинговать», манипулируя clock-сигналом или «припаяв» MIDI-вход. В TR-08 нужно лишь нажать кнопку
  • ТРИГГЕР
    В оригинале было три выхода: акцент, клэп или ковбелл. В этот раз было решено выделить мини-джек для передачи триггер-сигнала
  • ПОДКЛЮЧЕНИЕ
    TR-08 работает с MIDI через DIN/USB. Если необходимо вывести звуки раздельно, придется подключить софт

Звуковая библиотека синтезатора

D-05 поставляется в комплекте с оригинальными звуковыми пресетами синтезатора D-50 (включая патчи, позаимствованные с четырех дополнительных плат расширения) и отдельным банком с 64 абсолютно новыми тембрами: итого 6 банков по 64 пресета в каждом. Каждый банк пресетов дополнительно включает 32 различных алгоритма для эффектов — ревербератора и дилея. Если данная библиотека вас не удовлетворит, вы вполне может загрузить сюда любые патчи, созданные для оригинального D-50. Найти их можно, например, в сети. В дополнение к заводской памяти, на борту имеется отдельный банк из 64 пустых пресетов, предназначенный для создания собственных тембров.

Секвенсор, наконец, также имеет отдельную память, рассчитанную на хранение 64 паттернов.

+Плюсы
Достойные 808 звуки и программирование, теперь с функцией swing Не такой шумный, как оригинальный 808, работает по USB Триггер на лицевой панели программируется отдельно от остальных звуков
_Минусы
TR-08 намного доступнее, чем подержанный 808, но все же дороговат для цифрового устройства Хотелось бы иметь больше настроек Дополнительные аудиовыходы доступны только через USB, требуют подключения к компьютеру и DAW.

Альтернативы

Roland TR-8
Первая попытка Roland воскресить свои классические драм-машины. Определенно, не стоит списывать со счетов, ведь внутри имеются все звуки из 909, 808, 707, 727 и 606 моделей.
www.rolandmusic.ru

D16 Nepheton
Плагин с широкими возможностями настройки звуков, выходящими за рамки оригинальной TR-808.
www.d16.pl

Roland TR-808 (б/у)
Обойдется вам примерно в восемь раз дороже, чем новый TR-08, но если вы хотите настоящий 808, — это отличный выбор. (Только имейте в виду, что все они звучат по-разному).
www.ebay.com

Вердикт
8.0
Достойная цифровая реинкарнация классической драм-машины. Впрочем, дополнительные выходы и возможность более тонкой настройки точно бы не помешали.

КОНТАКТЫ: Производитель: Roland Официальный сайт: www.rolandmusic.ru
КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ: уменьшенная версия классической драм-машины TR-808. Ручная настройка многих параметров, включая высоту тона, уровень и спад огибающей. Программирование в классическом режиме (step-tap), четыре аудиовыхода через USB, trigger-выход для управления устройствами, имеющими аналогичный вход, работа от батареек или USB, встроенный динамик.

0 0 Написать нам