1
Ваша корзина пуста!
Добавьте товар

Обзор: Roland Boutique D-05

889

Встречаем очередное пополнение серии Boutique — реинкарнацию цифровой классики конца 80-х.

В последнее время компания Roland активно взялась за расширение линейки фирменных устройств Boutique, так что уследить за новостями компании становится довольно сложно.
Однако последний девайс, представленный в данной серии, синтезатор D-05, немного выделяется из общего ряда. В то время как большинство синтезаторов серии Boutique основаны на технологии ACB, моделирующей звучание классических синтезаторов прошлого, D-05 изначально является рекреацией полностью цифрового устройства — синтезатора D-50. Впервые выпущенный в 1987 году, D-50 стал ответным ходом компании Rоland на популярность легендарного Yamaha DX-7. Синтез здесь основывался на комбинации коротких 8-битных PCM-семплов с псевдоаналоговым движком LA. В результате D-50 позволял генерировать сложные, насыщенные обертонами многослойные тембры. Подобное звучание в комбинации с великолепными пресетами, созданными Эриком Персингом (сегодня он работает в компании Spectrasonics), сделали синтезатор невероятно популярным.

Можно с уверенностью сказать, что даже если вы не знакомы с D-50, звучание его пресетов неминуемо вызовет у вас ностальгию по старой-доброй эпохе конца 80-х — начала 90-х, во многом благодаря активному использованию данного синтезатора крупнейшими композиторами-электронщиками и поп-продюсерами того времени.

С тембральной точки зрения, новый D-05 звучит практически неотличимо от D-50. Конечно, схемотехника новинки основана на современной компонентной базе и содержит немного иные чипы, однако процесс «переиздания» изначально цифрового инструмента выглядит куда более легкой задачей, нежели имитация аналоговой схемотехники. Дебаты по поводу разницы в звучании данных инструментов, конечно, неминуемы, однако банальный слепой тест наверняка способен поставить в тупик даже опытных пользователей оригинального D-50.

Базовая архитектура звукового движка новинки также идентична оригинальной архитектуре D-50 — патч здесь по-прежнему состоит из так называемых «верхнего» и «нижнего» тонов, которые, в свою очередь, содержат по два тембра, называемых здесь «partials». Таким образом, в пределах одного патча синтезатор сочетает четыре различных тембра, каждый из которых может быть основан на PCM-семпле или синтезаторном движке LAS. С учетом 16-голосной полифонии, использовать такие патчи можно самыми разными способами — от простых полифонических 16-голосных звуков или пары 8-голосных патчей в пределах пресета до более сложных комбинаций монофонических и полифонических тембров. В дополнение здесь имеется функция разделения клавиатуры на две зоны и возможность использования отдельных MIDI-каналов для управления различными тембрами.

Функционал и особенности интерфейса D-05 опять же включают все характерные нюансы, присутствовавшие на оригинальном D-50. К ним, например, относится функция Chase, при активации которой «нижний» тон будет запускаться с небольшой задержкой относительно «верхнего». При этом «нижний» тон можно зациклить или заставить чередоваться с «верхним» — в результате мы получим нечто вроде базового арпеджиатора или дилея. Есть здесь и оригинальный (правда, немного уменьшенный) 4-позиционный джойстик, используемый для морфинга между отдельными «тонами» и «частями» (partials) тембра или мануального программирования встроенного движка. Великолепная, позаимствованная у оригинала секция цифровых эффектов D-05 включает такие алгоритмы, как мультирежимный дилей/ревербератор, эквалайзер и удивительный хорус с ретро-звучанием.

Стоит отметить, что процесс программирования собственных патчей на D-50 выглядел куда проще, чем на легендарном Yamaha DX7, однако «кнопочный» интерфейс синтезатора, детально воссозданный на новом D-05, все же нельзя назвать удобным. На оригинальном инструменте подобная проблема могла быть решена путем использования специализированного контроллера PG-1000, значительно ускорявшего работу над созданием собственных патчей. D-05 такого программатора, увы, не имеет. Однако полный доступ ко всем элементам управления можно получить уже сейчас с помощью платного приложения Patch Base для iPad, созданного сторонним производителем.

Отдельно хочется упомянуть о новых возможностях синтезатора D-05, которые включают 64-шаговый полифонический секвенсор и мультирежимный арпеджиатор. С учетом удачно реализованного процесса ввода и редактирования нотных данных, новые модули выглядят отличными инструментами для создания мощных и вдохновляющий секвенций, которые идеально дополнят звучание сложного движка D-05. Как и на других устройствах серии Boutique, здесь имеется парочка сенсорных слайдеров для управления высотой тона и экспрессией, а USB-порт, помимо функции питания, умеет передавать и принимать MIDI-данные.

Есть здесь и несколько не очень приятных особенностей, характерных, впрочем, для всех «Бутиков». К ним, например, можно отнести аудиоразъемы, выполненные на «игрушечных» мини-джеках. В случае недорогих «карманных» синтезаторов, типа Korg Volca или Pocket Operators, использование таких разъемчиков выглядит оправданным, однако на синтезаторе стоимостью более 500 долларов хочется увидеть более «взрослые», полноразмерные аудиовыходы. D-05, кстати, позволяет выводить аудиосигнал и по USB, однако в данном случае инструмент придется использовать в качестве основного аудиоинтерфейса, что далеко не всегда удобно. Ну и наконец, характерный форм-фактор, предполагающий совместимость всех устройств серии Boutique с универсальными док-станциями K-25m и DK-01, подразумевает отдельную покупку оных. Так что, если хотите, чтобы ваш синтезатор стоял «под углом», придется еще немного раскошелиться.

Впрочем, на все вышеперечисленные недостатки вполне можно закрыть глаза. Как-никак перед нами практически копия легендарного синтезатора, определившего звучание целой эпохи, да еще и в новом, компактном форм-факторе и за вполне разумные деньги.

  • ВХОДЫ/ВЫХОДЫ:
    USB-порт с функциями питания и поддержкой MIDI, традиционные полноразмерные MIDI-вход и выход, 2 аудиовыхода и 1 аудиовход на мини-джеках
  • ДЖОЙСТИК:
    Чуть меньше оригинального и не такой тугой, как на D-50. Используется для программирования и морфинга между «частями» звукового патча
  • СЕКВЕНСОР:
    Новый 64-шаговый секвенсор и арпеджиатор — отличное дополнение базовому функционалу синтезатора
  • КНОПОЧНЫЙ ИНТЕРФЕЙС:
    Позаимствованный у классического инструмента, может несколько усложнить процесс программирования патчей.

Звуковая библиотека синтезатора

D-05 поставляется в комплекте с оригинальными звуковыми пресетами синтезатора D-50 (включая патчи, позаимствованные с четырех дополнительных плат расширения) и отдельным банком с 64 абсолютно новыми тембрами: итого 6 банков по 64 пресета в каждом. Каждый банк пресетов дополнительно включает 32 различных алгоритма для эффектов — ревербератора и дилея. Если данная библиотека вас не удовлетворит, вы вполне может загрузить сюда любые патчи, созданные для оригинального D-50. Найти их можно, например, в сети. В дополнение к заводской памяти, на борту имеется отдельный банк из 64 пустых пресетов, предназначенный для создания собственных тембров.

Секвенсор, наконец, также имеет отдельную память, рассчитанную на хранение 64 паттернов.

Цена: 31 990

+Плюсы
Общий характер звучания практически идентичен оригинальному D-50 Полифонический секвенсор и арпеджиатор: великолепное дополнение для встроенного движка Классические и современные пресеты в комплекте
_Минусы
Программировать собственные патчи здесь будет непросто Встроенный джойстик выглядит хлипким и неудобным Аудиоразъемы на мини-джеках, необходимость отдельного приобретения док-станции
Вердикт
8.6
Несмотря на ряд недостатков, D-05 — это обаятельная и максимально точная рекреация нетленной классики цифровой эпохи, заключенная в привычный компактный форм-фактор.

КОНТАКТЫ: Производитель: Roland Официальный сайт: www.rolandmusic.ru
КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ: 16-голосный полифонический цифровой синтезатор с LA (Linear Arithmetiс) движком. 6 банков, 64 звуковых пресета в каждом банке, полифонический секвенсор, арпеджиатор, встроенный динамик, возможность работы от 4 батареек типа AA или USB-порта.
КОММУТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ: USB-вход, MIDI-in, MIDI-out, выход для наушников, основной аудиовыход и аудиовход на разъемах mini-jack.

0 0 Написать нам