1
Ваша корзина пуста!
Добавьте товар

2. «12 вещей, которые надо помнить во время мастеринга» (цикл статей о мастеринге)

4476

Фишки, трюки и коллективный разум

Можно написать книгу о мастеринге. Некоторые, кстати, так и делают. Но на самом деле мастеринг — это довольно тонкое и сложное искусство, и профессионализм в нем нарабатывается годами.

Это не значит, что нам нечего рассказать вам прямо сейчас. Но все же вот вам совет: осваивайте мастеринг постепенно, и процесс превратится в увлекательное путешествие в мир хорошо звучащих миксов!

1. Не ограничивайте себя

Распространенная практика среди многих продюсеров — это вешать лимитер на мастер-шину в самом начале работы над треком. Будьте с этим осторожны, впоследствии весь баланс в миксе может развалиться, если вы уберете лимитер. Лучше даже не думать о лимитировании до тех пор, пока не будет готово хотя бы 80% работы по сведению. Уже на этом этапе применяйте лимитер и слушайте, как он влияет на звучание.

2. Сохраняйте свежесть

Делайте паузы в работе. Не начинайте «мастерить» трек, как только закончили сведение. Задайтесь вопросом: «Неужели эти сутки действительно что-то решат?» Лучше остыньте и приступайте к мастерингу со свежими ушами. Это позволит вам быть более объективным и менее предвзято относиться к материалу.

3. Оверсемплинг

Многие виртуальные эквалайзеры и плагины динамической обработки предлагают режим оверсемплинга, с которым частота дискретизации входящего сигнала повышается в два, четыре или даже восемь раз перед обработкой. В теории это позволяет избежать артефактов, которые возникли бы при стандартной частоте дискретизации, и получить более чистые результаты рендера.

4. Стереобас

Если планируете играть свой трек в клубе или издавать на виниле, внимательно следите за моносовместимостью низких частот. Чрезмерно широкий бас и саб-бас может «потеряться» на клубной акустике и совершенно не подойдет для нарезки на винил. Используйте обрезной ВЧ-фильтр на side-составляющей вашего стереосигнала в области 150–200 Гц — это поможет выявить возможные проблемы с моносовместимостью низких частот и сфокусирует бас по центру.

5. Mid/side в мастеринге

Несмотря на то, что традиционно мы работаем со стереосигналом, хорошие результаты зачастую дает независимая обработка моно- и стереосоставляющих звука посредством mid/side обработки. Это позволяет получить широкое стерео на высоких частотах и одновременно добавить мощи низкочастотной моносоставляющей. Mid/Side-компрессия — это также, очень мощный инструмент для исправления некоторых «ошибок» допущенных во время сведения.

6. Квартал красных фонарей

Вы наверняка не раз задавались вопросом: «Почему мои прекрасные 24-битные WAV при конвертации в MP3 вдруг начинают клиповать (никогда такого не было, и вот опять!)?» Дело в интерсемпловых пиках которые неизбежно возникают при конвертации в MP3. Если при рендере WAV установить выходной уровень на –1 дБ, у вас будет достаточный запас, чтобы показатели интерсемпловых пиков не превысили отметку в 0 дБ, а значит, на MP3 вы не получите никакого клиппинга. Если вы являетесь дабстеп/трэп-продюсером, можете смело пропускать этот пункт!

7. В противофазе

Простой трюк: если вы хотите услышать, какой окрас внесла в ваш микс обработка, то загрузите в DAW оба трека — оригинальную версию и мастер, выровняйте их по таймингу, а затем разверните фазу (полярность сигнала) у одного из них. Все, что в сигналах полностью идентично — исчезнет из результирующего звука, а все, что различается (добавленная обработка) — останется.

8. Исправляйте в миксе

Не стесняйтесь возвращаться к миксу и править его, если это необходимо. Иногда громкий малый барабан или лязгающий хай-хэт могут создавать кучу проблем, которые проще решить за пару секунд, открыв сессию с проектом.

9. Следите за уровнями

Хороший мастер может убить банальный клиппинг. Следите за входным и выходным уровнями в плагинах, и звучание трека будет неутомительным и чистым.

10. Делайте сами

Пресеты — это неплохая точка для старта во всем, что связано с саунд-дизайном или эффектами, но в мастеринге предустановки — это табу. Собирая цепочку эффектов индивидуально для каждого отдельного случая (если вы, конечно, не работаете с шаблонными проектами) вы с большей вероятностью получите чистый и естественный результат.

11. Параллельная обработка

Если вам не удается добавить плотности мастеру с помощью обычной компрессии, почему бы не попробовать параллельную компрессию через шину эффектов? Используйте Ratio 4:1, быструю атаку, средний релиз и подавление пиков в пределах 10–15 дБ. Подмешивая обработанный сигнал к сухому, вы получите плотный и насыщенный микс.

12. Деэссер всему голова!

Если вы работаете с миксом, в котором много резких и неприятных высоких частот, вам поможет деэссер. В противовес статичному эквалайзеру, деэссер — это динамическая обработка, которая удаляет излишние высокие частоты в тот момент, когда их действительно много. Деэссер на мастере подойдет для укрощения лязгающих барабанов или вокальных сибилянтов, но при этом сохранит высокие частоты остальных инструментов.

0 0 Написать нам