1
Ваша корзина пуста!
Добавьте товар

Как управлять эмоциями слушателя

2597

Уникальные гармонические техники

Меня зовут Risha Manis. Я композитор и музыкальный педагог. Моей самой любимой темой в музыкальной теории является гармония. Каждый раз, экспериментируя и наблюдая за другими музыкантами, я нахожу все больше и больше алгоритмов и схем, которые позволяют осознанно планировать подходящую по настроению музыкальную гармонию. В этой статье я хочу поделиться с вами некоторыми такими техниками и приемами, которыми пользуюсь в своей работе.

Рассмотрим особые комбинации сочетаний нот, которые дают определенные эмоциональные окраски во время их воспроизведения. Применив эти техники, вы сможете гарантированно изменить звучание музыкальных партий, получив конкретное настроение.

Существуют устойчивые способы получения определенных эмоций в рамках гармонических сочетаний. Например, когда мы хотим создать грустное произведение, то выбираем минорную тональность и чаще стараемся использовать минорные аккорды. Мы делаем это осознанно, так как понимаем, что такой выбор вероятнее даст нам грустное и печальное звучание, чем мажорные вариации. Так же мы осознанно выбираем скорость исполнения произведения, скорость смены аккордов, высоту звучания мелодии и другие особенности, которые так или иначе влияют на эмоциональную составляющую будущей композиции. По такому же принципу можно выбирать определенные способы соединения нот в будущем произведении, которые дадут запланированные нами эмоции.

Рассмотрим целенаправленное составление гармонии в следующих направлениях.

При помощи определенных техник будущее произведение можно:

1. Сделать более светлым.
2. Затемнить.
3. Смягчить.
4. Создать напряжение в нем.

И все это легко можно получить, сделав изменения в гармонии. Рассмотрим каждый блок в отдельности на примерах.

Какие приемы позволяют осветлить музыку, в рамках гармонии? Субъективно большинство из нас воспринимают мажорное звучание песен и композиций как более светлое по настроению, чем минорные произведения. Стало быть, для получения светлости в звучании желательно применять мажорные тональности. Однако существуют вариации, когда осветление можно получить и в рамках минора. Об этом вы узнаете чуть дальше в статье.

Для создания мелодии со определенным оттенком звучания есть смысл сразу выбрать правильные ноты, из которых вы будете сочинять мелодию. Выбор тех или иных нот можно сравнить с выбором красок для создания будущей картины. Когда заранее известно, что вы будете писать картину в холодных оттенках, то и краски вы изначально будете выбирать соответствующие. Так же и выбранный набор нот будет сильно подчеркивать то или иное настроение произведения.

Например, известно, что в любой тональности существуют устойчивые и неустойчивые ноты. Большинство людей устойчивость звучания воспринимает как что-то гармоничное, легкое в восприятии и достаточно приятное на слух. В то время как неустойчивость звучания может вызывать дискомфорт, ощущение страха, непонятности и другие противоположные легкому звучанию характеристики. Иногда бывает достаточным убрать самую неустойчивую ноту всей тональности, для того чтобы из оставшихся нот создавать мелодию, – такой подход позволит легко осветлить мелодическую партию за счет повышения ее устойчивости в общей гармонии.

Для мажорных тональностей вам достаточно убрать четвертую ступень, а для минорных шестую ступень. Из оставшихся нот тональности можно писать мелодию, которая заведомо будет звучать светло и не напряженно. При этом вам не обязательно убирать эти ступени в аккордах. Аккорды могут использовать все семь нот тональности.

Еще более простым способом получить светлое звучание будет удаление двух неустойчивых нот из семи возможных в тональности. Таким образом, остаются наиболее устойчивые, которые автоматически создают самый популярный тип пентатоники (пять нот вместо семи), из которой проще всего создавать мелодию. Такая мелодия по умолчанию звучит достаточно светло. Большим бонусом будет тот факт, что эти ноты хорошо строят с большинством аккордов тональности. Поэтому если вы еще не так уверенно чувствуете себя при подборе мелодии и аккордовой последовательности, то можете попробовать пентатонику. Для этого вы просто не играете в мелодии мажорной тональности четвертую и седьмую ступени. Из остальных строите мелодию.

Для более точного отображения светлости в композиции можно выбирать подходящий лад – определенная последовательность нот, которая отличается от обычных мажорной и минорной тональности небольшими изменениями в высоте нескольких нот. Такие небольшие изменения дают сильное изменение в характере звучания мелодии, которая создана из этих нот. Например, среди «светлых» ладов можно выделить лидийский в мажоре и дорийский в миноре. В обоих ладах происходит повышение одной из нот, которая и создает ощущение осветления при проигрывании этой ноты во время исполнения мелодии. Например, используя дорийский лад, вам достаточно в обычной минорной тональности повысить шестую ступень на полтона.

Мой практический опыт показывает, что для осветления гармонии чаще всего нужно что-то повысить, а для затемнения что-то понизить.

Для получения светлости в мелодии вам помогут определенные интервалы (расстояния между нотами), которые гарантированно звучат светлее других. Например, в мажоре интервал терция (расстояние в четыре полутона), построенный от первой ступени (тоники), звучит достаточно светло. Таким же свойством обладает интервал секста (это расстояние в девять полутонов), который строится от первой ступени. В рамках мажорной тональности вам достаточно часто делать акцент на верхние ступени этих интервалов – это третья и шестая ступени. Т. е. во время сочинения мелодии в мажоре просто старайтесь чаще играть эти ноты (ступени), и ваша мелодия будет получать светлый оттенок в звучании. Кстати, их можно смешивать и с пятой ступенью. Вот как могла бы выглядеть мелодия, которая часто использует эти ноты-ступени. Она достаточно светло звучит.

Что касается аккордов, то по умолчанию мажорные аккорды-трезвучия дают по ощущениям большую светлость в гармонии. Иногда их можно смешивать с минорными аккордами-трезвучиями. Чтобы гармония оставалось наиболее светлой по ощущениям, избегайте уменьшенных и увеличенных аккордов, их звучания имеют другую характеристику, которая понадобится для других случаев, о которых рассказано дальше в статье.

Еще очень интересным способом осветления аккордовой прогрессии является превращение некоторых минорных аккордов в рамках тональности в мажорные. Такая техника создает хороший «wow»-эффект, так как слушатель не ожидал услышать такого аккорда в рамках гармонии.

Рассмотрим, каким образом можно искусственно затемнить звучание, используя знания по гармонии.

Темные гармонии хорошо передают нам минорные тональности. Но даже в рамках выбранной тональности ее можно еще сильней затемнить, опустив некоторые ноты на полтона ниже. Для этого вам могут помочь определенные лады, которые изначально имеют подходящий состав нот. Фригийский лад, локрийский, дважды гармонический минор могут очень хорошо передать ту или иную характерность темного звучания вашего произведения.

Рассмотрим пример во фригийском ладу. По его правилам, выбрав обычную минорную тональность, нужно будет понизить вторую ступень на полтона. Это создаст дополнительную драматичность в звучании. И из этого набора нот создавать мелодию.

Еще очень мрачно и темно звучит японская пентатоника Хирайоши, где в отличие от обычной пентатоники встречаются сразу два полутона в нотной последовательности. Такой состав очень хорошо передает затемнение в звучании, мрачность и потерянность. Из всех семи нот минорной тональности уберите четвертую и седьмую ступени. Из оставшихся нот стройте мелодию.

Из интервалов, которые удачно затемняют звучание, подойдут тритон (расстояние в шесть полутонов) и малая секунда (один полутон). Такие расстояния можно строить от первой ступени и играть достаточно часто, чтобы передавать состояние тревожности и мрачности.

Важно не забывать об одной особенности. Для такой мелодии лучше подойдут басовые ноты, а не полноценные аккорды, так как есть вероятность, что в сочетании с мелодией они могут не строить. В то же время басовые ноты, которые просто заполняют нижний спектр звуков, хорошо оставляют пространство для заполнения звуками мелодии, в которой как раз и передается нужная характеристика мрачного звучания.

Из аккордовых последовательностей будет интересным эффект расстановки двух минорных аккордов через тритон (расстояние в шесть полутонов) либо через большую терцию (четыре полутона). Такой эффект затемнения возникает из-за того, что в рамках одной тональности такое сочетание аккордов просто невозможно, а потому мы слышим усиленное затемнение в гармонии.

Так же, как в аналогичном примере с осветлением аккордовой последовательности, вы можете превращать мажорные аккорды прогрессии в минорные, тем самым искусственно затемняя всю прогрессию.

Еще один вариант умышленно поработать над гармонией произведения – это создание мягкости в звучании.

Один из самых простых приемов – использовать седьмую ступень вашей тональности для смешивания ее с нотами мелодии. Часто седьмая ступень передает ощущение возвышения и некой мягкости в звучании. Мелодии, где часто делается акцент на седьмой ступени, на удивление получают больше нежности и легкости. Причем такой эффект работает как в минорных, так и в мажорных тональностях.

В рамках аккордовых последовательностей также легко можно получить мягкость в гармонии, если применять два типа септаккордов (аккордов из четырех нот). В каждом типе септаккорда свои расстояния между нотами. Какие-то септаккорды звучат напряженно, какие-то пугающе, а два типа септаккорда имеют достаточно мягкое звучание именно благодаря составу нот. Это большой мажорный септаккорд и малый минорный септаккорд. Для получения этих аккордов вам достаточно взять мажорное и минорное трезвучия и к ним добавить одну ноту сверху на определенном расстоянии. Смотрите на картинке примеры таких септаккордов.

Расставив их на разной высоте, вы сможете получить достаточно мягкости в звучании, которая неплохо подойдет для определенных стилей музыки.

Создаем напряжение в гармонии. Иногда бывает необходимость создать больше напряженного звучания, тогда воспользуйтесь следующими приемами.

Эффект напряжения в гармонии хорошо передается за счет «расстроенных» нот тональности. Т. е. вместо указанных семи нот тональности некоторые из них вы играете «неверными», на полтона не попадая в основные ноты. Порой бывает достаточно рандомно играть любые ноты из двенадцати полутонов. Такой способ проигрывания мелодии хорошо создает сумбур, хаотичное ощущение и напряжение в гармонии.

Если искать ступени в тональности, которые хорошо передают напряжение, то можно назвать четвертую и шестую ступени в минорной тональности. Можно их чередовать с первой ступенью и получать достаточное напряжение в мелодии.

Среди аккордов напряжение идеально создают аккорды, где ноты расставлены через кварту (расстояние – пять полутонов либо шесть). Такие типы аккордов изначально звучат дисгармонично, вызывают легкое чувство тревоги.

Еще одним вариантом, но менее напряженным, будет использование задержанных аккордов, где серединная нота в трезвучиях смещена в сторону одной из двух крайних нот. Эти аккорды создают эффект ожидания, легкого напряжения. Такие аккорды можно совмещать с обычными трезвучиями, а можно играть и отдельно, например, как пэды.

К тому же для более сильного напряжения серединную ноту можно ставить максимально близко к одной из крайних нот трезвучия. Такие сочетания можно использовать как проходящие аккордыили в качестве пэдов.

Любые уменьшенные и увеличенные аккорды, как трезвучия, так и септаккорды (из четырех нот) чаще всего звучат весьма напряженно. Их можно использовать в разных комбинациях, в зависимости от того, какой гармонический эффект преследуете. Например, увеличенные аккорды дают меньшее напряжение, чем уменьшенные. Уменьшенные аккорды также могут передать ощущение страха и безнадежности.

Из септаккордов, основанных на мажорном и минорном трезвучиях, более напряженными будут малый мажорный и большой минорный септаккорды. Малый мажорный септаккорд, в основе которого мажорное трезвучие, часто используется в джазовых направлениях, и его звучание вам знакомо. Но за счет такого состава нот его сложно назвать «спокойным» аккордом, он дает весьма комфортное напряжение и очень хорошо активирует музыкальное произведение. Несколько таких аккордов, расставленных в прогрессии, создадут хорошее напряжение при прослушивании.

Большой минорный септаккорд часто звучит устрашающе, пугающе и создает хорошее напряжение. Он подходит для определенного типа произведений. Например, для музыки к фильмам.

Вот такие хитрости можно применять для умышленного создания подходящего настроения вашего произведения. Желаю творческих экспериментов и удачного использования данных приемов и техник!

Risha Manis.

Сайт: https://www.rishamanis.com/
Facebook: https://www.facebook.com/rishamanismus/
ВК: https://vk.com/rishamanismus
INST: http://instagram.com/rishamanis/

0 0 Написать нам