1
Ваша корзина пуста!
Добавьте товар

Har-Bal: нанотехнологии в мастеринге

2846

Быстрый взгляд на уникальную программу для мастеринга аудиозаписей

Глаза и уши

Когда я впервые увидел Har-Bal, я решил, что это какая-то суперустаревшая программа конца 90-х, выполненная в стиле Windows 98, при этом обещающая золотые горы и идеальный мастеринг. Однако я решил разобраться в вопросе детальнее и обнаружил, что Har-Bal действительно предлагает что-то свежее, необычное и интересное: «чуткую эквализацию», «укрощение пиков», управление динамикой аудио с использованием гистограммы, многоуровневый лимитер, модуль симуляции пространства Air… Самое интересное – одним из двух разработчиков программы оказался Эрл Холдер, судья Грэмми, мастеринг-инженер Public Enemy, – человек, которого я без преувеличения считаю одним из самых сильных аудиопрофессионалов современности. Через общих знакомых я довольно быстро смог связаться с Эрлом и познакомиться с ним, а также с его партнером по бизнесу – Пааво Йумппаненом, который как раз и является главным разработчиком Har-Bal.

Ребята достаточно быстро объяснили мне основную идею своей программы: дать в руки мастеринг-инженеров инструмент, который сможет манипулировать звучанием аудиозаписей на самом глубоком уровне без компромиссов. Конечно, подобное нам обещают многие разработчики, но в ситуации с Har-Bal действительно это заявление не является преувеличением.

Для начала посмотрите видеодемонстрацию процесса мастеринга трека Elkris – Aviator в Har-Bal, а далее разберем происходящее в деталях:

Первое, что мы видим в окне программы после добавления в нее аудиозаписи, – это отображение частотного спектра, как пикового, так и RMS. С помощью инструментов параметрического и полочных фильтров мы можем редактировать частотные кривые, влияя на спектр аудиозаписи в целом. Нет, я не оговорился – Har-Bal показывает нам пиковый и RMS-спектры всей аудиозаписи, а не какого-то ее временного промежутка. Таким образом, любые неровности, пики, провалы и несбалансированность частотного диапазона в целом оказываются у нас как на ладони. Более того, Har-Bal сразу разделяет сигнал на Mid- и Side-составляющие, поэтому и отображение частотных спектров, и их обработка будут осуществляться независимо друг от друга.

Эрл неоднократно говорил, что мастеринг в Har-Bal можно сделать, даже не прослушивая аудиозапись. Звучит дико, но на практике оказывается, что это действительно так: отображение частотного спектра настолько детальное, что практически любые проблемы миксов можно сразу локализовать и исправить. Но здесь стоит оговориться: Har-Bal – это не та программа, которую можно освоить «методом тыка». Все потому, что процесс эквализации частотного спектра в ней происходит по иным правилам, чем в традиционных эквалайзерах, к которым мы с вами привыкли.

Чуткая эквализация

Для каждого из нас является очевидным, что, если мы хотим усилить/ослабить какую-то частоту или группу частот, – достаточно активировать нужный фильтр и с его помощью поднять/опустить выбранный диапазон частотного спектра. Это работает как для аналоговых эквалайзеров, так и для современных цифровых приборов, но Har-Bal работает совершенно иным образом.

Дело в том, что здесь используется «чуткая эквализация», которую производитель определяет как процесс ослабления/усиления пиков с использованием высоких значений добротности фильтров (Q), применяемый к усредненному спектру аудиозаписей (в разрешении 1/12 октавы) таким образом, чтобы получить однородный усредненный спектр при просмотре с разрешением 1/3 октавы.

Существует несколько правил, которым желательно следовать при работе в Har-Bal

Правило 1:

Если у вас есть высокий пик, который требует ослабления, ослабьте соседние к нему впадины или сделайте ослабление в средней точке между пиком и соседними впадинами, используя параметрический фильтр с высокими значениями добротности.

Правило 2:

Если у вас есть низкий пик, который требует усиления, усильте его непосредственно, используя параметрический фильтр с высокими значениями добротности.

Правило 3:

Если у вас есть широкая сплошная группа пиков со слабыми впадинами, которые нуждаются в ослаблении, тогда ослабьте группу, используя параметрический фильтр с высокими значениями добротности, чтобы в целом увеличить глубину впадин.

Правило 4:

Аналогичным образом, если у вас есть широкая сплошная группа пиков со слабыми впадинами, которые нуждаются в ослаблении, тогда усильте группу пиков, используя параметрический фильтр с высокими значениями добротности, чтобы в целом увеличить глубину впадин.

В целом мы должны стараться получить такой усредненный спектр, который будет похож на оригинальный, но более плавный, особенно в режиме отображения 1/3 октавы. Нашей задачей является не тотальное изменения частотного спектра микса, а лишь улучшение его характеристик за счет устранения эффекта маскировки частот, более качественной балансировки уровней громкости инструментов, а также проявления дополнительных деталей записи.

Очень важным также является понимание того, что каждый отдельный звук любого инструмента содержит в себе транзиентный компонент (атаку) и резонансный компонент (сустейн). Когда мы используем традиционную эквализацию и, например, ослабляем какую-то частоту, то мы одновременно с ослаблением резонансного (гармонического) компонента усиливаем транзиентный компонент. Мы уже настолько привыкли к такому поведению эквалайзеров, что часто даже не задумываемся о том, насколько сильно это влияет на изначальный тембр инструментов. Достаточно представить, что мы берем гитару и извлекаем из нее один звук: мы слышим щипок (транзиент) и резонанс. Теперь, если мы ослабим с помощью эквалайзера резонанс, мы услышим приглушенное звучание, так как транзиентный компонент после обработки будет усилен. Я думаю, вы согласитесь со мной, что слуховое восприятие открытого и приглушенного звука – это не одно и то же.

На рисунке ниже вы видите, каким образом Har-Bal отображает транзиентный и резонансный компоненты на графике. Теперь, я надеюсь, вы понимаете, для чего нужно следовать вышеописанным правилам: они позволяют осуществить сколько угодно радикальную эквализацию, исправляющую проблемы частотной характеристики микса, сохраняя при этом естественный тембр составляющих его инструментов.

В документации к Har-Bal вы сможете найти массу примеров использования «чуткой эквализации», а также сравнения ее с традиционной эквализацией. Но в формате данной статьи моя задача состоит в первую очередь в том, что познакомить вас с основными принципами работы с программой, а не углубляться в дебри теоретических обоснований тех или иных процессов. Практикуясь и прослушивая результаты обработок в реальном времени, вы очень быстро освоитесь с тем, как максимально эффективно улучшить звучание даже самых ужасно звучащих миксов.

Да укроти ты уже этот пик!

Мы с вами говорили о том, как можно улучшить звучание усредненного частотного спектра обрабатываемых аудиозаписей, но что если после обработки остается несколько очень ярких пиков, которые никак не удается уложить в микс? В такие моменты мы можем воспользоваться уникальным инструментом «укрощения пиков» – Peak Taming.

Суть использования этого инструмента заключается в том, что на пиковом частотном спектре мы «подчеркиваем» пик, который хотим отредактировать, а Har-Bal, в свою очередь, подсвечивает все участки аудиозаписи, на которых этот пик пересекает пороговый уровень подчеркивания. Нажатие на круговой символ над подчеркиванием открывает редактор пика, где мы можем его ослабить до нужного значения. Мы можем отредактировать сколько угодно пиков как для Mid-, так и для Side-cоставляющих.

Я бы не рекомендовал вам уходить в экстрим, подавляя каждый пик, который так или иначе возвышается над спектром: достаточно «укротить» лишь самые громкие пики, которые явно находятся не в балансе с остальным миксом, чтобы получить великолепно звучащие аудиозаписи после обработки.

Великий шелковый путь

Пожалуй, наиболее сложным аспектом работы с Har-Bal является динамическая обработка, и на это есть свои причины. Дело в том, что привычные для нас параметры компрессии, такие как пороговый уровень, соотношение, атака и восстановление, либо скрыты в программе, либо реализованы совершенно не так, как мы себе это представляем.

Переключив отображение Har-Bal на гистограмму, мы попадаем на неизведанную ранее территорию, но не стоит поддаваться панике – все проще, чем покажется на первый взгляд. Гистограмма представляет собой временную шкалу уровней со столбцами шириной в 1 дБ. Желтый график отображает пиковые уровни, а зеленый, соответственно, усредненные.

Чтобы применить компрессию к сигналу, достаточно установить первый нод у правого края зеленого графика, а второй нод установить у левого края, после чего потянуть за него, следя за показателями в нижнем левом углу графического интерфейса программы. Среди этих показателей будет знакомое нам соотношение компрессии, которое нам нужно будет выставить в значение 2:1 или меньше.

Дело в том, что детектор компрессора Har-Bal работает не так, как обычные компрессоры: он не пытается ослабить каждый пик аудиозаписи, сокращая тем самым ее динамический диапазон, а плавно реагирует на изменение динамики трека; не реагирует на быстрые транзиенты, а изменяет относительные уровни громких и тихих фрагментов аудиозаписи.

Посмотрите внимательно на то, как соотносится традиционный график компрессии с гистограммой Har-Bal, и вы больше никогда не запутаетесь в том, как это все работает.

Чем выше выбранное соотношение компрессии, тем сильнее показатели гистограммы будут стремиться вправо и тем сильнее, в результате, динамический диапазон трека будет сокращен.

Важно отметить, что Har-Bal не предназначен для экстремальной компрессии, так как одним из ключевых аспектов процесса мастеринга, о которых говорят Эрл и Пааво, является сохранение и даже расширение динамики миксов. Это особенно важно ввиду нормализации громкости на стриминговых сервисах: мастер-треки, которые вы сделаете в Har-Bal, скорее всего, будут иметь существенное преимущество перед мастер-треками, сделанными с использованием традиционных обработок, после их публикации на Youtube, Spotify и других стриминговых сервисах.

Чтобы подогнать выходной уровень громкости мастер-треков под необходимое значение, можно воспользоваться лимитером, который в Har-Bal представлен в виде одного простого ползунка, но по факту состоит из трех последовательных приборов: медленного лимитера, мягко сокращающего динамический диапазон аудиозаписей, быстрого лимитера, более чутко реагирующего на транзиенты сигнала, ослабляя их, и супербыстрого лимитера, предотвращающего любые превышения сигналом значений в 0 дБ полной шкалы. Такая трехуровневая схема позволяет добиться максимальной прозрачности звучания после обработки за счет уменьшения степени обработки на каждом из этапов лимитирования сигнала.

Немного свежего воздуха

Если вы чувствуете, что в миксах, которые пришли к вам на мастеринг, не хватает естественного ощущения пространства или они звучат как-то скомкано и закрыто – в Har-Bal есть уникальный модуль Air, который позволяет решить подобные проблемы за счет перекрестной обработки пространства в зоне Хааса.

При использовании Air к миксу добавляется пространственный хвост со временем реверберации менее 50 мс и демпфированием на высоких частотах, что создает ощущение естественного пространства. Ниже вы видите схему прохождения сигналов в Har-Bal, где в модуле Air сигнал проходит через четыре фильтра, два из которых направляют сигнал со входа на выход тех же каналов, а два – на противоположные.

Такое взаимопересечение сигналов в зоне Хааса как раз и создает необходимый пространственный эффект, который усиливается с увеличением значения параметра Air. Но будьте внимательны: слишком высокие значения параметра Air приведут к появлению неестественных металлических призвуков и эффекту фазера.

+Плюсы
Компенсация громкости во время обработки Продвинутое редактирование частотного спектра Независимая обработка Mid- и Side-каналов Уникальная система динамической обработки Возможность автоматической обработки аудиозаписей Функции работы с референсными треками Модуль пространственной обработки Air
_Минусы
Невозможность использования Har-Bal в качестве плагина в DAW
Вердикт
9.0
Перечислять полезные функции Har-Bal можно практически бесконечно: мы с вами не затронули работу с референсными треками, автоматическую интуитивную эквализацию, вопросы интеллектуальной компенсации громкости в процессе работы с частотным спектром аудиозаписей и многое другое. Несмотря на довольно аскетичный графический интерфейс, на поверку программа оказалась очень интересной и функциональной: она предлагает уникальный и крайне продуманный подход к мастерингу аудиозаписей, которого мы не видели ни в одной другой подобной программе.

До 30 июня Har-Bal можно купить с 50% скидкой всего за $68.5, применив на чекауте купон WINTER.

www.har-bal.com

0 0 Написать нам